Современный журнал о дереве

Деревянные шпалы: типы и размеры по ГОСТу

В процессе строительства железной дороги необходимо две главные составляющие: рельсы и шпалы, выступающие опорой для них. В большинстве случаев используется элементы из дерева (сосна, береза, пихта и прочее), отличающиеся по размерам, весу, длине и прочим техническим характеристикам.

Как и другие типы опор, деревянные шпалы имеют как свои преимущества, так и недостатки. К основному недостатку относится восприимчивость древесины к гниению, особенно в тех местах, которые соединяются с жд рельсами. Однако, преимуществ у таких шпал гораздо больше:

  • Простота в обработке материала;
  • Высокая упругость при небольшом весе;
  • Хорошее взаимодействие с основанием;
  • Устойчивость к температурным перепадам.

Благодаря своим преимуществам, пропитанные шпалы применяются без каких-либо ограничений. В результате своего хорошего взаимодействия с основанием, они используются не только в процессе укладки жд путей, но в области строительства. Их вес и прочность позволяют выдерживать под собой тяжелые грузы.

Технические условия

ГОСТ стандарт 78-2004 вступил в силу с 01.01.2006 года. Он распространяется на деревянные опоры, предназначенные для железнодорожных дорог с широкой колеей. Областью их применения могут служить: строительство и ремонт жд дорог, где колеи имеют длину до 1,52 м, строительство зданий и сооружений. Средний вес составляет 80-90 кг.

Согласно гост 78-2004 шпалы из дерева подразделяются на три типа:

  1. тип предназначается для главных путей;
  2. для стационарных и объездных путей;
  3. для малоиспользуемых подъездных путей, находящихся на промышленной территории.

Ремонт

При неправильной эксплуатации шпал происходит их быстрое разрушение. Именно поэтому их пропитывают специальными антисептиками. Таким образом, осуществляется защита от губительного воздействия плесени, грибка, а также различных насекомых.

Пропитанные шпалы обладают более продолжительным сроком службы.

После ремонта жд путей, изделия сортируются на три типа:

  1. Главные и прочие пути, относящиеся к 1-3 классу. Размер в области зарубки составляет минимум 14 см. Отсутствуют расколы и гниль.
  2. Все пути 3-4 класса. Размер в месте зарубки минимум 13 см, втулки не выходят на нижнюю часть пастели, нет гнили торцевой части.
  3. Любые пути, относящиеся к 5 классу. Сюда относятся деревянные шпалы, которые не вошли в первые две группы с размером в области зарубки от 12 см.

Согласно ГОСТ 78-2004 шпалы после ремонтных работ должны отвечать следующим требованиям:

  • Без видимого присутствия гнили.
  • Старые отверстия от креплений заделаны специальными пробками, а новые уже подготовлены.
  • Концы защищены от растрескивания скобами, винтами и прочими элементами.
  • Размеры трещин имеют допустимые значения и обработаны антисептиками и гидроизоляционным материалом.

В результате неправильной эксплуатации и прочих факторов, срок службы опор может сократиться.

Чтобы понять, что данные элементы пришли в негодность, существует ряд признаков:

  • Размер костыльных отверстий превышает 3 см.
  • Присутствует гниль или выколы под подкладкой.
  • Гниение торцов.
  • Изломы, проходящие поперек шпалы.

Типы обработки

В процессе производства шпал, чтобы увеличить срок службы, могут использоваться разного рода пропитки для древесины. Они могут быть масляные и водорастворимые.

Первый вид изготавливается из продуктов каменного угля и древесины. Он может использоваться как в твердом виде, так и путем смешивания с растворами и маслами. Второй вид также может выпускаться в виде раствора и на вес (в твердом состоянии).

Для увеличения срока службы путей при помощи масляных антисептиков оптимальным выбором является каменноугольное масло для пропитки. Оно активно используется в производстве шпал на территории США, Европы и РФ.

Деревянные шпалы могут использоваться не только в железнодорожной области. Благодаря их весу и прочности, они активно применяются при возведении новостроек. А специально используемые пропитки лишь улучшают их свойства и технические характеристики.

Оцените эту статью:
Всего голосов: 190
4.53 190
Рекомендуем


Оставьте комментарий
    Рубрики
    Заявка на расчет строительства
    Заявка на поставку материала