Современный журнал о дереве

Знакомство с пирографией или выжигание по дереву для начинающих

Содержание: [скрыть]
  1. Современный инструмент
  2. С чего начинать?
  3. Способы выжигания
  4. Инструкция для начинающих

Декоративное выжигание по дереву – это красивое и завораживающее искусство, которое пришло в Россию в конце минувшего столетия, а его родиной принято считать Перу, где огонь всегда был в особом почете. Согласно древним письменам, пирография, зародившаяся в 700 году до н.э., в том или ином проявлении встречалась практически у всех народов. У нас же история декоративного выжигания началась с того, что мастера применяли данную технику для украшения матрешек.

Первый инструмент, предназначенный для выжигания по дереву, был уж очень несовершенным, и работал на бензине, за счет которого происходило накаливание платиновой иглы. Мастер, выжигающий узор на деревянной поверхности, был вынужден постоянно обеспечивать подачу горючего, управляя ножной педалью. Используя для выжигания примитивное устройство, и занимаясь весьма трудоемким процессом, многим народным умельцам все же удавалось время от времени создавать действительно уникальные художественные произведения, отчего пирография обретала еще большую популярность.

В какой-то период в России на смену выжиганию пришла декоративная роспись, и полюбившаяся многим техника отошла в тень, хотя преданные своему ремеслу мастера продолжили по старинке украшать шкатулки, сундуки, кувшины и другие деревянные предметы быта.

Современный инструмент

Во времена СССР широкое распространение нашли всевозможные кружки рукоделия, и именно тогда школьники начали массово посещать уроки выжигания по дереву для начинающих. У многих и сейчас можно отыскать на кухне разделочную доску, красиво украшенную детской рукой по технике выжигания. К слову, именно с появлением удобного выжигательного прибора нового образца художественное выжигание по дереву для детей стало доступным и безопасным, да и сфера использования самого устройства расширилась, и к дереву теперь добавилась кожа, текстиль, костяные поверхности и бумага.

Самый простой электровыжигатель включает в свой состав несколько обязательных элементов, а именно:

  • понижающий трансформатор;
  • рукоятку;
  • насадки различного типа (перья, нити накаливания).

Казалось бы, электрический прибор для выжигания, выгодно отличающийся от бензинового прототипа, должен полностью удовлетворять своим конструкционным и функциональным наполнением самых искушенных художников, но это не так. Многие мастера предпочитают заменять встроенный реостат более надежным лабораторным трансформатором, позволяющим гораздо качественнее осуществлять выжигание картин с различной интенсивностью тона. На сегодняшний день на уроках выжигания используется так называемый школьный прибор, с помощью которого каждый ребенок сможет выжечь контурное или тональное изображение.

С чего начинать?

Чтобы пирография открыла перед начинающим художником все секреты, необходимо начинать процесс выжигания со знакомства с тонкостями данного прикладного искусства. Прежде всего, необходимо правильно подбирать деревянный материал для выжигания, и здесь лучше отдавать предпочтение мягкой древесине лиственных пород. Как показывает практика, идеальными характеристиками для изготовления поделок, украшенных выжиганием по дереву, обладает тополь, липа или осина. Не стоит забывать и о том, что один вид дерева может выдерживать температуру в 250 градусов, а другой будет воспламеняться уже при 120 градусах, поэтому, чем мягче древесина, тем качественнее и комфортнее будет выполняться выжигание.

Перед непосредственной работой нужно хорошо обработать доску. Чем ровнее будет ее поверхность, тем лучше пройдет процесс выжигания, особенно, если вы новичок. После этого, используя подготовленные трафареты для выжигания, перенесите изображение. Его можно обвести карандашом или ножом с тонким концом, нажимая на него. Получится бороздка, по которой удобно вести паяльником. Эскиз можно и просто нарисовать от руки, если какая-то идея в голове уже есть.

Для выполнения сложного рисунка, с обилием штрихов и мудреных узоров, бывалые мастера рекомендуют прибегать к помощи копировальной бумаги, но и здесь не все так просто. Чтобы поверхность поделки оставалась чистой, и не пачкалась от копирки, можно воспользоваться старым дедовским методом, и задуманную картинку перевести на прозрачную папиросную бумагу. Далее фиксируют картинку на дереве или на фанере, предназначенной для выжигания. В качестве клеевой основы здесь может использоваться заваренный крахмал либо пшеничная мука. Интересно то, что пирография здесь выполняется непосредственно по папиросной бумаге, а удаляют эскиз лишь по окончании выжигания.

Для начинающих художников проводятся всевозможные мастер классы, где каждый желающий сможет научиться азам рукоделия и получит дельные советы от гуру пирографии. Разумеется, первой работой в выжигании должен быть какой-нибудь незамысловатый рисунок, для выполнения которого не требуется особых навыков и подойдут самые простые насадки. Что касается инструмента для пирографии, который используется в процессе выжигания по дереву, то недостатка с его выбором нет, и вы без труда найдете для себя подходящий вариант в любом специализированном магазине. Также в продаже можно найти огромный выбор сменных скобок для выжигания из нихромовой проволоки, диаметр которой варьируется в пределах 0.3-1,5 мм. Именно такой материал считается наиболее выносливым к термическим нагрузкам, поэтому он идеально подходит для установки на выжигательный паяльник.

Многие мастера изготавливают наконечники на выжигательный паяльник из проволоки в домашних условиях, но для таких процедур необходимо поднакопить немного опыта, а новичкам лучше все же ограничиться покупными экземплярами. В следующей части статьи мы расскажем о том, как правильно выжигать по дереву, чтобы результат не разочаровал вас, и вы получили удовольствие от своей работы.

Под рабочий инструмент необходимо подготовить подставку из негорючего материала. Это может быть керамическая тарелка, кружка или стакан из толстого стекла. Включать прибор необходимо заранее, положив его на подготовленную подставку.  Стоит помнить о том, что насадки нагреваются быстро.

Способы выжигания

К выжиганию на доске приступают сразу после того, как паяльный элемент пирографа раскалится до необходимой температуры. Неравномерное прогревание наконечника в момент выжигания свидетельствует о неполадках инструмента или о необходимости провести смену рабочей насадки. Чтобы избежать перегрева выжигателя, особенно если речь идет о моделях без регулировки температурного режима, периодически отключайте его для остывания.

Художественное выжигание не позволяет стереть или удалить нанесенные линии, как это можно сделать при рисовании карандашом, поэтому с первого штриха нужно избегать помарок и ошибок. Для большего удобства в работе древесину фиксируют под наклоном, а рабочей руке с выжигателем обеспечивают устойчивую опору, так вы сможете наносить на материал ровные линии по заданному эскизу.

Объема и живости художественным работам придают оттенки, которых можно добиться линиями разной толщины и интенсивностью прожига, что регулируется как выжигателем, так и вашими действиями. Так, чем быстрее вы будете перемещать раскаленный наконечник по доске, тем тоньше будет выжженный контур. Технология художественного выжигания позволяет регулировать оттенок рисунка путем варьирования температуры пера, и чем она больше, тем темнее получится узор. Главное помнить, что мы выжигаем так же, как и рисуем карандашом – легко, без излишнего натиска, резких толчков и долгих остановок.

Если при выжигании необходимо нанести штрих под углом, то его «прорисовывают» сверху вниз и не прожигают древесину на полную глубину. В некоторых случаях мастера предварительно формируют углубления долотом, и лишь затем обрабатывают их пирографом. Оформляют декоративный фон рисунка, как правило, при помощи фигурных насадок для выжигания.

 

Инструкция для начинающих

Выжигание – занятие интересное и несложное, если следовать нескольким советам:

  1. Займите удобное положение, чтобы ни спина, ни шея, ни руки не уставали во время работы. Доска должна быть расположена на столе таким образом, чтобы до любого участка рисунка можно было достать без усилий и проблем.
  2. Начинать рекомендуется с внешних линий, ошибки на которых будут не так заметны (их можно будет зашлифовать). Затем следует сделать переход на основную часть рисунка, и только после его завершения – к второстепенным фрагментам.

Производите выжигание сразу в нескольких участках холста поочередно. 

  1. После окончания выжигания раскрасьте рисунок или покройте его лаком. Можно оставить как есть, просто смахнув пыль, в таком виде повесить на стену или подарить другу.


О чем нужно помнить во время работы:

  • Движения рук должны быть стабильными и точными;
  • Скорость проведения инструментом по дереву и интенсивность нажатия влияют на толщину линии и глубину цвета;
  • Разные насадки на паяльник позволяют получать линии разной формы, толщины. Их посредством можно выжигать 2D и 3D рисунки;
  • Насадки паяльника нужно периодически очищать от нагара шлифовальной колодкой;
  • К насадка во время работы следует прикасаться только пассатижами.

Конечно же, мы ознакомили вас лишь с небольшой частью тонкостей, применяемых в пирографии, поэтому если вы хотите овладеть мастерством выжигания по дереву, то рекомендуем посетить специальные занятия, либо просмотреть видео уроки.

Оцените эту статью:
Всего голосов: 52
4.54 52
Рекомендуем


Оставьте комментарий
    Рубрики
    Заявка на расчет строительства
    Заявка на поставку материала