Практически любые такелажные работы не обходятся без использования специального ручного устройства называемого талреп.
Система этого инструмента предельно проста, и надежна, т.к. обеспечивает высокую прочность соединений и удобство работы с ними.
Этот натяжитель троса используется там, где человеческой силы попросту недостаточно, причем натяжка сохраняется продолжительное время.
Кроме сферы строительства, талреп применяется на судах, при создании между домами кабельных сетей, и даже для натяжения канатов на спортивных рингах.
Когда-то эти устройства использовали и в авиации.
Назначение талрепа
Талреп предназначен для регулировки натяжения канатов, тросов, кабелей и цепей.
Используется он для большинства такелажных и монтажных работ.
Основное его достоинство – способность выдерживать высокие нагрузки при работе с тяжелыми грузами.
Устройство и характеристики
Талреп – разновидность винтовых стяжек.
Его конструкция состоит из следующих элементов:
• Муфта – корпус с двумя отверстиями, в которых нарезана разнонаправленная резьба с противоположных сторон.
• Пара грузозахватных элементов.
Каждый из них является стержнем с нарезанной резьбой, с противоположной стороны которого расположен крепежный зацеп – оголовок.
Оголовок может быть разной формы формы: в виде вилки, крюка (гака) или кольца (петли).
• Подкладные шайбы – предназначены для равномерного распределения нагрузки.
• Стопорные гайки – предотвращают самостоятельное ослабление натяжителя. Они вместе с шайбами входят в комплект этого инструмента.
Принцип работы устройства заключается во встречном движении оголовков при вращении корпуса.
Если стяжку необходимо ослабить, вращение муфты выполняется в противоположную сторону.
Выборка слабины каната, при небольшом диаметре стержней и невысокой нагрузке, может выполнятся вручную.
Стягивание осуществляется при помощи различных рычажных приспособлений, например, стальных стержней.
Использование талрепов в работе обосновано:
• Надежностью конструкции;
• Простотой использования;
• Компактностью.
Требования к характеристикам регламентированы следующими стандартами:
• ГОСТ 9690-71 – отечественная стандартизация
• DIN 1748 и DIN 1480 европейская стандартизация
• ASTM F1145-05 –стандарт США
• ОСТ 5.2314-79 – отечественный стандарт для судовых талрепов