Содержание: [скрыть]

  1. Свойства и химический состав
  2. Виды
  3. Производители и ценовая политика
  4. Проведение работ

Из всех видов финишных отделок для древесины яхтный лак считается одним из самых износостойких и долговечных, а значит, наиболее предпочитаемых. Изначально им покрывали корпуса и детали оснастки деревянных парусников, лодок, яхт для обеспечения влагоотталкивающих свойств и предохранения материала от воздействия грязи, ветра, солнца, преждевременного разрушения.

Свойства и химический состав

Название «яхтный» или «яхтенный», «корабельный», «палубный» применительно к лаку стало показателем высокой практичности и используется многими производителями уже как маркетинговый ход. Популярность отделки возросла. И дело не в том, что покупатели стали массово обзаводиться парусным водным транспортом, а в применении этого вида покрытия для ремонта в домах и квартирах. Эксплуатационные качества яхтного лака считаются на порядок выше, чем у традиционных средств, предназначенных для покрытия пола, мебели и дверей.

В целом эти виды лакокрасочных материалов более устойчивы к воздействию влаги, прочнее, эластичные, выдерживают значительные перепады температуры. Но, выбирая их для покрытия поверхностей внутри помещений, нужно помнить о важном недостатке — сильной токсичности. Не предназначенные изначально для бытовых домашних нужд, яхтные лаки, кроме органических смол, содержат в качестве растворителей ядовитые химические соединения: толуол и ксилол. Вещества в ходе работ и после нанесения легко испаряются. Толуол, распадаясь на карбон и водород, вызывает сильное раздражение слизистой глаз и органов дыхания, слезотечение, резкие головные боли, тошноту. Ксилол способен проникать в организм не только через легкие, но и через кожу. Токсичные испарения происходят в течение некоторого времени после полного высыхания поверхности. Накапливаясь, он вызывает заболевания внутренних органов и нарушения функций нервной системы. По этой причине во время проведения работ требуется обеспечивать полноценное проветривание, нельзя использовать подобный лак для покрытия мебели в детской, спальне или кухне или обширных площадей в помещениях дома, не имеющих должной вентиляции.

Виды

В зависимости от основы, насчитывается несколько видов яхтного лака, отличающихся эксплуатационными характеристиками:

  1. Алкидный. Из-за невысокой стоимости является популярным, но не самым безопасным. Содержит уайт-спирит, бензольные соединения, толуол в большом количестве, обладает тяжелым резким запахом. На протяжении всего срока эксплуатации покрытая им поверхность испаряет химикаты, поэтому использовать такой лак можно исключительно для внешних работ: покрытия деревянных ограждений, крыш, беседок. Срок службы составляет около 5 лет при умеренной механической нагрузке.
  2. Алкидно-уретановый. Обладает схожими с предыдущим материалом качествами, быстро сохнет, содержит в составе пластификаторы, подходит для обработки мягких пород дерева. Чрезвычайно токсичен, применяется только для наружных работ.
  3. Уретан-алкидный. В составе преобладают уретановые соединения, препятствующие быстрому испарению летучих токсинов, поэтому менее опасен для здоровья. Устойчив к перепадам температур, пластичен. Этот вид палубного лака неплохо подходит для покрытия пола внутри помещения, может использоваться для систем с подогревом, так как не растрескивается. Срок службы — до 10 лет.
  4. Акрилатный. Этот вид наименее токсичен, состоит из водорастворимых компонентов, хорошо подходит для внутренних работ. К недостаткам относится довольно высокая стоимость и небольшая влагостойкость. Покрывать таким лаком корпуса парусников и лодок нельзя, маркировка «яхтенный» производителями продукта наносится как показатель высокого качества исключительно в маркетинговых целях.

По степени блеска выделяют глянцевые, полуглянцевые и матовые лаки. Применение последних более обоснованно, если обрабатываются большие площади пола в светлых помещениях, технические постройки. Кроме того, на матовых поверхностях меньше видна пыль, мелкие трещины и дефекты, а глянец подчеркивает все неровности и недостатки, подходит для декоративной отделки или покрытия пола в небольших и затемненных комнатах. В остальном выбор зависит только от вкуса. На технические характеристики отражающая способность материалов не влияет. Ассортимент многих производителей включает пигментированные лакокрасочные средства для покупателей, предпочитающих цветную колеровку.

Производители и ценовая политика

Выбирая палубный лак для пола и других древесных поверхностей, нужно учитывать такие параметры продукта, как: влагостойкость, устойчивость к истиранию, перепадам температуры, механической нагрузке, эластичность, токсичность, декоративные качества. Нужно помнить, что этот вид покрытия уступает в прочности обычным лакам для паркета, хотя и превосходит последние по водоотталкивающим свойствам.

Безопаснее предпочесть продукцию проверенных и зарекомендовавших себя торговых марок:

  • Глянцевый лак для дерева германской фирмы Альпина (Alpina Yacht) — на основе алкидных смол, отличается высокой прочностью, устойчивостью к соленой и пресной воде, неблагоприятным атмосферным условиям, долго не желтеет. К недостаткам относится длительное высыхание. Цена продукта: 600–700 руб. за банку емкостью 2 л.
  • Уретан-алкидный корабельный лак Евротекс (Eurotex) российского ЗАО «Рогнеда» — подходит для внешних и внутренних работ, устойчив к ультрафиолетовому облучению, истиранию, содержит фунгицидные и биоцидные добавки, быстро высыхает. Стоимость стандартной банки 2 л около 450 руб.
  • Алкидно-уретановые яхтные лаки Неомид (Neomid Yacht) российского производства имеют высокую износостойкость, хорошо переносят воздействие воды, солнца, низких температур. Цена: 190-250 руб.
  • Лаки известной турецкой марки Marshall (Protex — глянцевый алкидно-уретановый и Protex Yat Vernik — матовый уретаново-алкидный) предназначены для внешней отделки, эластичные, прочные и влагостойкие. Стоимость: 300–400 руб.

  • Алкидный отечественный лак фирмы Престиж неплохо подходит для наружных работ, создает глянцевое покрытие, быстро сохнет, имеет бюджетную стоимость: 160-200 руб. за 1 л.
  • Глянцевый яхтный лак Parade L20 российского производства на алкидно-уретановой основе для наружных работ, долго не желтеет, устойчив к высокой влажности. Цена 1 л продукта составляет около 270 руб.

Проведение работ

Перед нанесением лака на пол или другие поверхности свежие доски тщательно очищают, шлифуют, обметают мусор. Перед началом работ жидкость перемешивают, доводя до однородности, при необходимости разбавляют уайт-спиритом или другим подходящим растворителем. Покрытие наносят валиком, кистью или с помощью специального краскораспылителя. Работы производят только при положительной температуре атмосферного воздуха — при 15–30°С и средней влажности. При этом обязательно защищают руки и органы дыхания. Для наружной обработки древесины выбирают теплую, но не жаркую погоду без сильного ветра и осадков.

Очищенную деревянную поверхность обрабатывают разведенным 20-процентным лаком или подходящей грунтующей смесью. Когда нижний слой просохнет, материал еще раз шлифуют мелкообразивной бумагой, удаляя возможные выявленные шероховатости, и наносят новый слой, уже не разбавляя лак. В зависимости от плотности отделки требуется двухслойное или трехслойное нанесение. Если древесина была залакирована раньше, счищать старое покрытие необходимо только в случае его растрескивания. Когда состояние древесины требует простого обновления, сначала опробуют отделку на небольшом малозаметном участке. Если в течение нескольких суток после высыхания лак не вздулся и не отслоился, можно покрывать им всю поверхность в 2 или 3 слоя, каждый последующий только после полного высыхания нижнего. Время сушки материала — в среднем 4–8 ч. Между нанесениями для прочности можно шлифовать абразивом. Расход яхтного лака на 1 м² составляет около 100 мг. Для успешного высыхания следует оберегать поверхность от прямых солнечных лучей, нагревания электрическими приборами и влаги. Полное затвердение покрытия занимает от 4 до 7 дней.

Остатки материала нельзя хранить на морозе или вблизи отопительных приборов, запрещено выливать из в канализацию.

От 1