Формирование инвестиционного рынка в России привело автора к гипотезе о возможности и необходимости использования принципов маркетинга на инвестиционном рынке в строительной отрасли. Для подтверждения этой гипотезы необходимо рассмотреть проекты для инвестиций и бизнес-плана с точки зрения маркетинга.
На современном российском инвестиционном рынке существуют три группы субъектов хозяйствования:
Предприятия различных размеров, отраслевой принадлежности и форм собственности, намеревающиеся привлечь инвестиции;
потенциальные инвесторы;
Посредническая структура выполняет информационную функцию, обеспечивает продвижение проекта на рынке, консультационную поддержку, выступает гарантом по сделкам и способствует повышению инвестиционной привлекательности.
Каждая группа субъектов инвестиционного рынка неоднородна и поэтому может быть разделена на несколько сегментов по разным критериям.
Сегмент фирм, представляющих инвестиционные проекты, обычно соответствует специализации инвесторов. В настоящее время в России с точки зрения инвестора преобладают следующие сегменты бизнеса:
Отрасли – наиболее привлекательными для инвесторов отраслями являются телекоммуникации, деревообработка, нефтехимия, пищевая промышленность и многие другие;
По форме собственности – обычно важным фактором является доля государства в уставном капитале бизнеса (как правило, инвесторы хотят, чтобы доля государства составляла не более 25% уставного капитала);
По размеру бизнеса — выделяются проекты малого бизнеса и крупного предприятия.
Несколько иначе выглядят инновационные программы, предлагаемые научно-исследовательскими институтами, университетами, малым бизнесом и предпринимателями.